Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих

МБУДО «ОРЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ»

302026, Г. ОРЕЛ, УЛ. КАРАЧЕВСКАЯ, Д. 61, ТЕЛ./ФАКС: (4862) 59-05-44, 75-27-63

Требования к итогаттестации Живопись21

 

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся по предмету «Станковая композиция» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства "Живопись".
 
Требования к выполнению экзаменационной композиции:
1. Выбрать тему композиции из предложенных в качестве экзаменационных.
2. Выполнить в небольшом размере три различных эскиза. Эскизы выполняются в вертикальном, горизонтальном, квадратном формате.  
3. Выбрать наиболее выразительное решение композиции и выполнить эскиз в цвете. 
4. Исполнить окончательный вариант композиции, подписав: Фамилия Имя, номер группы.
5. Экзаменационное задание выполняется в формате А2.
 
Критерии оценки итогового экзамена по предмету «Станковая композиция»:
При оценке экзаменационных работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков в работе:
 
а) Уметь раскрыть заданную экзаменационную тему композиции.
б) Уметь четко и ясно сформулировать идею композиции и выразить ее в эскизах на стадии поиска.
в) Уметь разработать выразительное цветовое решение, наиболее точно передающее смысл и идею композиции.
г) Уметь технически исполнить окончательный вариант композиции, с учетом законов композиции.
 
 
Критерии оценок.
По результатам экзамена выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными задачами. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик справляется с поставленными задачами, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости).
2 (неудовлетворительно) – ученик не справляется с поставленными задачами.
 
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся по предмету «История изобразительного искусства» дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Живопись".
 
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена в виде устного ответа по билетам. Билет состоит из двух вопросов: теоретического, проверяющего знание основных этапов развития изобразительного искусства и практического, который подразумевает умение анализировать конкретное произведение изобразительного искусства. Результат итогового экзамена определяется дифференцировано оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания аттестационной комиссии.
 
Требования к уровню подготовки обучающихся 
(знания, умения и навыки)
 
•Знание основных этапов развития изобразительного искусства;
•Первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
•Знание основных понятий изобразительного искусства;
•Умение выделять основные черты художественного стиля;
•Умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
•Умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художника;
•Навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему своё отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусства;
•Навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
•Навыки анализа произведения изобразительного искусства.
 
Критерии оценки итоговой аттестации
Оценка «отлично» (5 баллов) ставится, если выпускник:
•показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала;
•умеет составить полный ответ на основе изученного материала, выделить главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами, умеет делать обобщения и выводы.
•самостоятельно и рационально использует наглядный материал.
•ответ четкий, связный, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в искусствоведении терминологии.
•правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
 
Оценка «хорошо» (4 балла) ставиться, если выпускник:
•показывает знание программного материала;
•умеет составить полный и правильный ответ, но допускает незначительные ошибки при воспроизведении учебного материала, использовании терминологии, делании обобщений и выводов.  
•использует наглядный материал для подтверждения излагаемого вопроса.
•излает материал  в логической последовательности, но допускает не более двух негрубых ошибок, которые может исправить самостоятельно, при помощи наводящих вопросов преподавателя.
 
Оценка «удовлетворительно» (3 балла)  ставиться, если выпускник:
•показывает не полное знание программного материала.
•не умеет составить полный ответ, основной вопрос раскрывает, но материал излагается без логической последовательности, фрагментарно, не проявляет способности логически мыслить, допускает ошибки и неточности в использовании терминов.
•испытывает затруднение в применении наглядных пособий для аргументированного ответа.
•отвечает неполно на вопросы преподавателя, допускает одну-две  грубые ошибки.
 
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится, если выпускник:
•показывает незнание и непонимание основного содержания программного материала;
•не усвоил и не раскрыл вопрос, не умеет делать выводов и обобщений.
•при ответе допустил более двух грубых ошибок, которые не смог исправить с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
 
Вопросы к экзамену по истории изобразительного искусства в 2021-2022 учебном году:
 
Первый вопрос. Основные этапы развития западноевропейского и русского изобразительного искусства
1.Виды и жанры изобразительного искусства.
2.Эгейское искусство.
3.Искусство Древней Греции.
4.Искусство Древнего Рима.
5.Раннехристианское искусство. Византийское искусство.
6.Романское искусство.
7.Искусство готики.
8.Итальянское Возрождение.
9.Северное Возрождение.
10. Итальянское искусство XVII века. Стиль барокко.
11. Испанское искусство XVII века.
12. Фламандское искусство XVII века.
13. Голландское искусство XVII века. Реализм.
14. Французское искусство XVII века. Стиль классицизм.
15. Французское искусство XVIII века. Стиль рококо.
16. Английское искусство XVIII века
17. Французский классицизм последней четверти XVIII – первой четверти XIX века. Давид и Энгр.
18. Испанское искусство конца XVIII – первой половины XIX века. Творчество Франсиско Гойя.
19. Английское искусство конца XVIII – первой четверти XIX века.
20. Искусство Германии XIX века.
21. Французский романтизм 20-30-х годов XIX века.
22. Французский реализм середины XIX века.
23. Импрессионисты.
24. Постимпрессионисты.
25. Западноевропейское изобразительное искусство начала ХХ века. Основные направления.
26. История искусства Древней Руси.
27. История изобразительного искусства России XVIII века.
28. История изобразительного искусства России первой половины XIX века.
29. История изобразительного искусства России второй половины XIX века. Художники-передвижники.
30. История России рубежа XIX-начала XX века. Художественное объединение «Мир искусства».
 
Второй вопрос. Анализ произведения изобразительного искусства
1.Джотто. Фреска «Поцелуй Иуды».
2.Боттичелли. «Рождение Венеры».
3.Микеланджело. «Давид».
4.Рафаэль «Афинская школа» 
5.Леонардо да Винчи, фреска «Тайная вечеря»
6.Тициан. «Вознесение Марии».
7.Дюрер. «Всадники Апокалипсиса».
8.Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу».
9.Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини».
10. Эль Греко. Погребение графа Оргаса.
11. Караваджо «Призвание апостола Матфея».
12. Веласкес. «Менины».
13. Рубенс. «Персей и Андромеда».
14. Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
15. Никола Пуссен. «Пейзаж с Полифемом».
16. Ватто. «Жиль».
17. Давид. «Клятва Горациев».
18. Гойя. «Растрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года». 
19. Жерико. Плот «Медузы».
20. Курбе. «Похороны в Орнане».
21. Сезанн. «Персики и груши», 1895.
22. Ван Гог. «Спальня Ван Гога в Арле».
23. Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
24. Анри Матисс. «Арабское кафе».
25. Пабло Пикассо. «Герника».
26. А. Рублев. «Троица».
27. И. П. Мартос. «Памятник Минину и Пожарскому».
28. И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии».
29. В. Суриков. «Утро стрелецкой казни»
30. А.А. Дейнека. «Оборона Севастополя».
 
Схема анализа произведения изобразительного искусства
 
1.Автор, время и место создания произведения.
2.Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3.Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника, выраженные в произведении.
4.Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение.
5.Сюжет, идея, выразительные средства композиции.
6.Отношение современников мастера к его творчеству.
7.Историческая и художественная ценность произведения.
8.Личное отношение к рассматриваемому произведению.
 
 

 

Композиция в графическом дизайне

Учебный предмет «Композиция в графическом дизайне» 
Первым серьезным шагом на пути  к формированию профессиональных особенностей дизайнера  должна быть работа над практическими заданиями по композиции. Программа учебного предмета «Композиция в графическом дизайне» нацелена на соблюдение  системности, целостности и комплексности развития всех составляющих профессионального мастерства обучающегося по общеобразовательной программе «Дизайн», независимо от характера выполняемого им учебной работы.
Цель программы
Формирование у учащихся компетентности через изучение теоретических и практических основ современного графического дизайна для использования новейших технологий в творческой деятельности, увеличение спектра видов этой деятельности, обеспечение мотивацией обучающихся и формирование их направленности для становления личности в условиях творческой деятельности.
 Место программы в структуре основной образовательной программы
Предмет находится в вариативной части учебного плана по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».
Структура учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- Орнаментальное черчение
- Основы типографики;
- Цветовая гармонизация проекта.
- Проектная графика;
- Проектирование фирменного  стиля;
- Средства визуальной коммуникации;
- Интерактивная графика
- Архитектурная графика;
Требования к подготовке обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Композиция в графическом дизайне» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
•знание профессиональной терминологии;
•знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
•знание основных признаков дизайн-композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия – асимметрия и др.).
•знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
•знание основных элементов различных художественных стилей; 
•знание современных принципов, методов и приемов работы над проектом, в том числе, особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне;
•знание основных видов проектной деятельности;
•умение использовать основные техники (графику, аппликацию, коллаж, конструирование) и материалы;
•умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;
•овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;
•умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;
•наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения;
•навыки в работе с графическими приемами в композиции;
•навыки ритмического заполнения поверхности.
Срок освоения программы составляет 3 года.
Форма контроля
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и графического решения каждой работы. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся в конце каждого учебного года за счет аудиторного времени (зачет) или за его пределами (экзамен). По завершении изучения предмета «Композиция в графическом дизайне» проводится экзамен в виде просмотра проекта в рамках итоговой аттестации
 

Основы дизайн-проектирования аннотация

 

Учебный предмет «Основы дизайн-проектирования»

Программа предмета «Основы дизайн-проектирования» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к изобразительному творчеству.

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области дизайн-проектирования. Определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных организациях и организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы в области дизайна.

Место программы в структуре основной образовательной программы

Предмет является обязательной частью учебного плана по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Структура учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- изобразительные средства композиции;

- стилизация, плоскостная композиция;

сфера применения плоскостной композиции (фирменный стиль, информационный дизайн, графический дизайн, дизайн книги, плакат);

- объемная композиция:

- сфера применения объемной композиции (модульное оборудование, бутафория, сценография, упаковка, игрушка, витрина, выставка).

Требования к подготовке обучающихся

Результатом освоения учебного предмета «Основы дизайн-проектирования» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание профессиональной терминологии;

- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание основных признаков дизайн-композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия – асимметрия и др.).

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

- знание основных элементов различных художественных стилей;

- знание современных принципов, методов и приемов работы над дизайн-проектом, в том числе, особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне;

- знание основных видов проектной деятельности;

- умение использовать основные техники (графику, аппликацию, коллаж, конструирование) и материалы;

- умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

- овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;

- умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

- наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения;

- навыки в работе с графическими приемами в композиции;

- навыки заполнения объемной формы;

- навыки ритмического заполнения поверхности;

- навыки создания объемно-пространственных и рельефных изображений;

- навыки макетирования;

- навыки конструирования из различных материалов.
Срок освоения программы составляет 5 лет.

Форма контроля

Программа «Основы дизайн-проектирования» предусматривает Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся в конце каждого учебного года за счет аудиторного времени (зачет) или за его пределами (экзамен). По завершении изучения предмета «Основы дизайн-проектирование» проводится экзамен в рамках итоговой аттестации.

 

Компьютерная графика для Дизайна

 

Учебный предмет «Компьютерная графика»

Занятия по компьютерной графике относятся к базовым предметам в программе художественного воспитания учащихся. Учебный предмет «Компьютерная графика» - это система обучения и воспитания, нарастания учебных задач, последовательного приобретения знаний и развития умений и навыков. Программа по компьютерной графике включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на работу с графическими изображениями и объектами и помогают познать и осмыслить суть графического дизайна и дизайна в целом. Эти упражнения способствуют развитию у учащихся понимания закономерностей и принципов создания дизайн – проектов, а также прививают устойчивые умения и навыки работы с графическими изображениями.

Цель программы

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Место программы в структуре основной образовательной программы

Предмет является обязательной частью учебного плана по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Структура учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

 

- Техника безопасности поведения в компьютерном классе;
- Компьютерная графика как область графического дизайна;
- Знакомство с законами и приемами работы над композицией.
- Программа  Adobe Photoshop. Растровая графика.
- Роль и значение цвета в графическом дизайне.
- Основы шрифтовой композиции. 
- Основы типографики. 
- Знакомство с языком графического дизайна.
- Импорт, экспорт изображений.
- Продукция графического дизайна. Календарь.
- Плакат. Виды плакатов.
- Фирменный стиль.

 

Требования к подготовке обучающихся

Результатом освоения учебного предмета «Основы дизайн-проектирования» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

•             знание понятий «графический дизайн», «векторная графика», «растровая графика»;

•             знание законов композиции дизайна;

•             знание основных возможностей различных графических программ, особенностей их применения в графическом дизайне;

•             знание основных изобразительных техник и инструментов;

•             умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественно-графических элементов проекта;

•             умение создавать графические изображения в программе Adobe Illustrator;

•             умение создавать графические изображения в программе Adobe Photoshop;

•             умение использовать в работе над изображениями разнообразные инструменты графических программ Adobe Illustrator и Adobe Photoshop;

•             навыки создания авторских шрифтов и шрифтовых композиций.

Срок освоения программы составляет 5 лет.

Форма контроля

Видами контроля по учебному предмету «Компьютерная графика» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ учащихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

 

Основы композиции для Дизайна

 

Учебный предмет «Основы композиции»
Учебный предмет «Основы композиции» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и владений по выполнению композиций, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие личности.
Цель программы
Приобретение учащимися знаний об элементах композиции и основных законах ее построения. Грамотное использование средств изобразительного искусства в практической работе. Воспитание художественного вкуса, развитие эстетического и образного мышления, формирование мировоззрения будущего художника.
Место программы в структуре основной образовательной программы
Предмет находится в вариативной части учебного плана по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».
Структура учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- композиция на плоскости, визуальное равновесие;
- симметрия и асимметрия в композиции;
- контрасты и их роль в композиции;
- ритм, ритмический ряд;
- главное пятно в композиции и средства его выявления;
- от плоской формы к объему;
- перспектива в композиции, плановость;
- выразительные средства в композиции;
- стилизация декоративно-прикладной композиции.
Требования к подготовке обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- формирование четкого представления о композиции;
- умение объяснять теоретические основы композиции;
- различение и определение видов композиции;
- знание основных элементов композиции и умение их использовать в практическом задании;
- владение разнообразными художественными техниками;
- владение терминологией.
Срок реализации программы составляет  2 года.
Форма контроля
Контролем по учебному предмету «Основы композиции» является текущая и промежуточная аттестации, проходящие в форме просмотра.